Укроборонпром ликвидируют, а на базе его предприятий создадут несколько специализированных компаний. Об этом в эфире Украинского радио рассказал заместитель генерального директора госконцерна Мустафа Найем.
Как пояснил Найем, этого решения пришли из-за неэффективности организации работы концерна и устарелость такой модели управления предприятиями.
“Такого формирования – концерна – в том виде, как у нас, нет ни в одной стране, где успешно работает оборонный комплекс. Во-вторых, у нас огромное количество предприятий, которые одинаковы по профилю производства, номенклатурой, продукцией. Но они разнесены юридически , что очень усложняет и работу, и синхронизацию, и новые разработки”, – отметил заместитель гендиректора концерна.
По словам Найема, все эти годы оборонные предприятия целенаправленно уничтожались, поэтому из 137 предприятий, по распоряжению правительства юридически входящих в состав Укроборонпрома, фактически работает только 30. По его убеждению, эффективным шагом будет создать профильные холдинги на базе эффективных компаний в составе концерна.
“В каждой области будет избран центральную компанию, на базе которой будет создана новая компания, которая фактически станет центром для всех других предприятий, которые специализируются на этой продукции. Например, если брать авиастроение, то это, скорее всего, будет Антонов, ведь это крупнейшая компания по самым опытом, историей, мощностями и финансовыми и юридическими возможностями. Что касается бронетанкового комплекса, скорее всего, центром станет какой-то из харьковских предприятий, возможно, завод Малышева. и так в каждой отрасли будет избран такую цент миниральной компанию. Они будут конкурентоспособны, потому что не будет паразита, который будет выкачивать деньги”, – отметил Мустафа Найем.
Кроме того, как отмечает заместитель гендиректора концерна, за время независимости Украины изменились рыночные условия, поэтому спросом в большей степени пользуются новые высокотехнологичные разработки.
“Сейчас есть спрос на новые разработки. Мы имеем огромный бронетанковый кластер, мощности и конструкторов, но ресурсы распылены, нет концентрации юридических полномочий и финансов в одной точке, чтобы серийно выпускать лучшую продукцию, у нас есть”, – подчеркнул Найем.
По его словам, главным назначением госкорпорации, созданной в 2010 году при президентстве Януковича, был контроль продажи оружия, оставшегося Украине в наследство от времен СССР.
“Когда в 2010 году Виктор Янукович подписал указ и создал концерн, он был создан по кальке из Российской Федерации, включая названием. Тогда компанию возглавил господин Соломатин, который, кстати, сейчас находится в РФ и имеет российский паспорт. Компания была создана с одной целью – контролировать продажу оружия, осталась нам в наследство от Советского Союза”, – подчеркнул Найем.
Кроме того, по убеждению со дня своего создания Укроборонпром не был нужен оборонным предприятиям и преимущественно скачивал деньги и жил за счет продажи оружия, осталась на складах. При этом почти все правительства, президенты и руководители так или иначе продолжали паразитировать на предприятиях и в оборонно-промышленном комплексе.
Как отмечает Найем, запланированная реформа концерна не предусматривает возможности каких коррупционных действий. Однако на пути запуска процесса преобразования перед Укроборонпромом стоит ряд проблем, в частности, юридических.
“Есть огромная проблема в том, что наше предприятие создано конкретным законом, является аномалией в законодательном поле. Например, мало кто знает, но наша наблюдательный совет не оплачивается и эти люди работают бесплатно. Также мы существуем по закону, иначе перераспределяет деньги среди наших предприятий. Более того, полномочия концерна влиять на деятельность предприятий очень малы. То есть все кучей сгребли, поставили, дали закон, который не работает, и так все есть десять лет”, – рассказал Найем.
По его словам, для трансформации Укроборонпрома необходимо принять новый закон о корпоратизации, который позволит создать пять корпораций, а также законопроект по финансовому оздоровлению. По прогнозам Найем, в случае появления соответствующей правовой базы реформа концерна заняла бы около полутора лет.